Вы здесь

История развития Алтайской юстиции

История развития Алтайской юстиции

Органы юстиции как государственный орган созданы во всех цивилизованных странах. Органы юстиции в России были учреждены Александром I Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года. Министерство юстиции отличалось широкими полномочиями.
Новый этап в деятельности органов юстиции наступил после Октябрьской революции 1917 года. 26 октября (11 ноября) 1917 года по декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции РСФСР. После на местах стала создаваться система органов юстиции, но в
Сибири летом 1918 года этот процесс был прерван начавшейся гражданской войной. Сибирский отдел юстиции, как чрезвычайный полномочный орган ВЦИК, начал работу только в октябре 1919 года в г. Челябинске, где временно находился вновь организованный Сибирский революционный комитет. В ноябре 1919 года Сибревком и его отделы, в том числе отдел юстиции, были перенесены в г. Омск. За 1920 год – февраль 1921 года на местах сложилась система губернских и уездных отделов юстиции, подведомственных им органов и должностных лиц.
В Алтайской губернии отдел юстиции был образован при Алтайском губернском революционном комитете в январе 1920 года. На момент создания отдел состоял из четырех подотделов: общего, административно-хозяйственного, судебно-следственного и карательного. Первым руководителем был Александр Михайлович Шалаев, окончивший два курса медицинского и полный курс юридического факультета.
Отдел юстиции занимался организацией народных судов, постановкой следственного аппарата, наблюдением за органами дознания (милицией, угрозыском), руководил работой совета народных судей, проводил карательную политику, борьбу с детской преступностью.
В связи с проводимой реформой Наркомата юстиции РСФСР на основании решения президиума Алтайского губисполкома от 01.09.1922 Алтайский губернский отдел юстиции был ликвидирован.
Дальнейшие преобразования органов юстиции проходили в соответствии с новым административно-хозяйственным делением. В период с 1920 года и до 1925 года осуществляли свою деятельность Алтайский губернский суд и прокурор Алтайской губернии. С созданием в 1925 году окружной системы управления Алтай вошел в состав Сибирского края, в связи с чем были созданы Барнаульский, Бийский, Каменский, Рубцовский окружные суды и введена должность Барнаульского окружного прокурора. После создания в 1930 году Западно-Сибирского края были ликвидированы округа, созданы районы.
В 1937 году после разукрупнения отдельных регионов Западно-Сибирский край был разделен на Алтайский край и Новосибирскую область. Краевое управление Наркомата юстиции РСФСР было создано решением от 03.06.1939 № 3257 при оргкомитете ВЦИК по Алтайскому краю.
В 1946 году Алтайское краевое управление Наркомата юстиции РСФСР реорганизовано в управление Министерства юстиции РСФСР при Алтайском краевом Совете народных депутатов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 года ликвидировано Министерство юстиции СССР, а 4 августа 1956 года – управления Министерства юстиции РСФСР при краевых, областных советах, в том числе и в Алтайском крае.
30 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» вновь было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
В сентябре 1970 года решением Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся образован отдел юстиции Алтайского крайисполкома. Его руководителем был назначен Круковский Иосиф Иосифович, приступивший к работе в 1971 году. На тот момент в систему юстиции в крае были включены 71 народный суд, 18 нотариальных контор.
Распоряжением администрации Алтайского края от 21.01.1992 № 74-р в связи с проводимой реформой исполнительной власти отдел юстиции Алтайского крайисполкома преобразован в управление юстиции администрации края.
В условиях экономической реформы, проводимой в стране, в целях приобретения знаний законодательства и методов управления производством в условиях рыночной экономики в апреле 1992 года на базе управления юстиции, малого предприятия «Государственный юридический центр», Дома экономистов Алтайского краевого экономического общества создан Алтайский краевой центр экономико-правовой переподготовки для осуществления целенаправленной переподготовки руководителей и специалистов.
90-е годы ознаменовались проведением ряда реформ: внедрение института частного нотариата, введение суда присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел, создание службы судебных приставов и краевого учреждения юстиции «Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В эти годы перед управлением юстиции стояла первоочередная задача по обеспечению организационных мероприятий, оказанию методической помощи и формированию профессионального кадрового состава нотариального сообщества, судебных приставов-исполнителей и государственных регистраторов прав, составлению списков присяжных заседателей.
Больше внимание управлением юстиции уделялось работе с гражданами.
По собственной инициативе управлением была открыта общественная приемная по оказанию бесплатной юридической помощи населению. 1-2 раза в месяц специалисты управления и привлеченные адвокаты, юристы-лицензиаты осуществляли квалифицированные юридические консультации по разнообразным вопросам.
Очередное реформирование органов юстиции края пришлось на 1999 год, когда управление юстиции администрации Алтайского края было преобразовано в Главное управление юстиции Алтайского края.
В 2000 году Главное управление юстиции Алтайского края преобразовано в Главное управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю на основании приказа Минюста России от 19.07.2000 № 1118-к.
Деятельность Главного управления характеризовалась многоплановостью, разносторонностью и результативностью. Важнейшим направлением являлось обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству нормативных правовых актов, принимаемых в крае. Системный и постоянный характер приобрела практика регистрации уставов муниципальных образований, что положительно повлияло на создание единого правового пространства. Приоритетным направлением в работе с общественными и религиозными объединениями выступала задача недопущения экстремистских проявлений, сопряженных с призывом насильственного изменения конституционного строя, нарушений прав и свобод граждан по политическим, социальным и религиозным мотивам. Крепла и динамично развивалась система частнопрактикующего нотариата. Последовательно осуществлялся контроль за деятельностью адвокатуры. Велась объемная работа по исполнению поручений и обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи с другими государствами. Успешно функционировала система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Совершенствовалась практика исполнительного производства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» из структуры Главного управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю выделено Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю.
Кроме того, в 2004 году Главное управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю было реорганизовано в форме разделения на Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю и Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Данная реформа привела тому, что вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, саморегулирующих организаций арбитражных управляющих, адвокатов, нотариусов, органов ЗАГС края, оказания международной правовой помощи входили в компетенцию Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.
Административная реформа 2008 года послужила основанием для возрождения территориальных органов юстиции. С 01.09.2008 на территории края вновь осуществляет свою деятельность Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, к полномочиям которого относятся вопросы обеспечения единства правового пространства на территории Алтайского края, осуществление государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение функционирования и развития государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, координация деятельности участников этой системы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).